Амадеус

Центр детского развития

 г. Москва,
ул. Молодцова 4a
 8 (905) 768-98-17
8 (495) 644-51-42
 amadeuscentr@gmail.com
 

Как правильно хвалить детский рисунок


Вспомним, что обычно говорят родители, когда дети показывают свои рисунки. «Ой, как красиво! А что ты нарисовал? Паровозик?» Иногда удаётся угадать, что нарисовано и ребёнок, вдохновлённый похвалой мамы или папы, хочет рисовать ещё и ещё... Но, к сожалению, это бывает не всегда. Мало кто понимает, насколько бесполезны «стандартные» поощрения детского рисунка или поделки!


Хваля «каля-маля»

Правильная оценка рисунка почти всегда приводит к бурному развитию детского интереса к рисованию, да и вообще к творчеству. Обычная же «отговорка», а тем более критика, может загубить этот интерес, что называется, «на корню».

Как же правильно хвалить детский рисунок? Это зависит от периода развития ребёнка.

Детское рисование начинается с так называемого» «периода каля-маля», который ещё называют периодом марания или каракулей . Здесь хороши будут фразы типа «О, как ты уже хорошо рисуешь», «Как много всего у тебя нарисовано», и, конечно, «Какой (какая) ты молодец!» Это очень важно: хвалить самого ребёнка, а потом уже рисунок. Ребёнок рисует потому, что его увлекает сам процесс. Поэтому важно закрепить именно связь: «Я рисую - я молодец!»


Если кроха начнёт рисовать на обоях – ни в коем случае не ругаем: «оставление следов» является одним из самых полезных и приятных для ребёнка занятий. Просто сажаем ребёнка за столик с листом бумаги и тем же мелком/карандашом/кистью. А обои дома клеить лучше виниловые и использовать принадлежности на водной основе.


 


Детский «абстракционизм»

Если малыш уже умеет говорить, можно задавать открытые вопросы, особенно если взрослых несколько: «Ого! Вот что значит постарался! Иди бабушке покажи!», или «Умничка! Иди, расскажи папе про свой рисунок». Ни в коем случае нельзя спрашивать, что нарисовано: обычно ребёнок искренне верит, что мы это уже видим.

Поскольку дети рисуют ради самого процесса, они могут вообще не ставить цели изобразить что-то конкретное. Проще говоря, нередко ребёнок понимает, что он нарисовал, только тогда, когда рассказывает про свою картину. Кстати, рассказ по рисунку – одно из самых полезных упражнений по развитию речи! Иногда избежать проблем поможет прямой вопрос «Что ты будешь рисовать?», заданный до того, как ребёнок сядет за любимый труд.


Творчество как терапия

Иногда дети, особенно мальчики, рисуют что-то такое, что «просится наружу» из воображения. И паровозик из примера в начале статьи вполне может оказаться вылезающим из-под кровати Бармалеем (вообще, приём «нарисуй свой страх» довольно распространён в практике детских психологов). Обычно при этом происходит такой диалог: «Мама, смотри!!!» – и самый правильный ответ со стороны мамы будет звучать как «Ух ты!!!» с последующей паузой. Две-три секунды – и ребёнок расскажет всё сам. В идеале, нужно соблюдать осторожность и с прямыми вопросами типа «Мам, я красиво нарисовал?». Самый простой выход – опять же, ответ «Да ты у меня вообще молодец!».

Наконец, ни в коем случае не критикуйте рисунок – на самом деле, вы критикуете самого ребёнка, а не его творчество! Никакой критики, никаких инструкций («...Вот тут закрась ещё, а то некрасиво»), и, конечно, никакого пренебрежения!


Где малыш увидит свой шедевр – в мусорном ведре или в красивой рамке – там будет и его вдохновение. Помните, что рисунок малыша – это своего рода вызов, а правильная реакция на его творчество – ключ к развитию детского интереса к рисованию!



Все занятия: