Амадеус

Центр детского развития

 г. Москва,
ул. Молодцова 4a
 8 (905) 768-98-17
8 (495) 644-51-42
 amadeuscentr@gmail.com
 

Каракульное рисование как фаза детского развития


Как мало значения придаём мы, взрослые, детским каракулям! Ведь нам хочется, чтобы ребёнок как можно раньше начал рисовать что-то «реальное» – солнышко, цветочки, геометрические фигуры. И мы начинаем торопить события, критиковать, исправлять ... именно так и блокируются способности детей к рисованию!


Рисуем движения, звуки, запахи

Даже взрослые изображают на своих рисунках реальность далеко не всегда – что уж говорить о детях! Почти все дети – кинестетики. Рисуя что-либо, они передают общее впечатление от предмета – а это и зрительные, и тактильные, и двигательные ощущения, а иногда ещё и звуки, и даже запахи! Помните слова из песенки: «Нарисуй, как пахнет свежая трава / И о чём мечтают в море острова»?

Часто детей младшего дошкольного возраста принуждают рисовать так, «как правильно», как хочется маме, папе или воспитательнице. Здесь возникает сразу две опасности.

Во-первых, зарождается страх сделать неправильно: даже если малыш потом научится хорошо рисовать, этот страх может помешать выражать себя через рисунок. Желание рисовать есть и у многих взрослых (не реализованное в детстве, оно никуда не исчезает), но и им приходится прикладывать усилия, чтобы побороть страх неудачи!

Во-вторых, давать какие-то шаблоны рисования можно только тогда, когда уже развита зрительно-моторная координация.

Нельзя учить малыша рисовать, например, квадрат прежде, чем он физически сможет без особого труда его нарисовать. Иначе ребенок и во взрослом возрасте сможет рисовать только что-то шаблонное (домик, солнышко, звездочку, цветочек и т.п.), но не сможет выразить себя через рисунок!



 


Хаотические каракули

Для полноценного развития дошкольника очень важен так называемый период каракулей, или «период каля-маля». Психологи делят этот период на три стадии: хаотические каракули, циркулярные каракули и развитые каракули.

Хаотические каракули дети рисуют примерно до полутора лет. «Хаотическими» их называют из-за того, что зрительно-моторная координация у маленького ребенка еще не сформирована – глаза пока не следят за тем, что делает рука. На карандаш ребёнок нажимает слабо, рисунок часто выходит за пределы листа, линии тонкие и неуверенные. Здесь главная задача рисования – закрепить положительную реакцию на оставление следов.

Для поведения родителей в этот период развития ребёнка есть четыре правила. Во-первых, краски должны легко отмываться от тех предметов, среди которых малыш рисует. Во-вторых, они должны быть безвредными, но, в идеале, не особо вкусными – чтобы ложиться, в основном, на бумагу, а не в желудок. Хорошо и полезно будет рисование, например, свекольным соком. В-третьих, красок должно быть немного – одна-две: у ребёнка не должны «разбегаться глаза». Наконец, в-четвёртых, как можно больше и чаще хвалите ребёнка!


Циркулярные каракули

Хаотические каракули — очень короткий период детского развития. Они быстро переходят в циркулярные каракули. Быстро развивается зрительно-моторная координация и ребёнок осознает, что он может управлять движением своей руки. Линии перестают выходить за пределы рисунка. Появляются прямые, кривые, ломаные линии, крючки, подобия кружков и звёздочек. Определить начало фазы циркулярных каракулей очень просто: детская рука при рисовании начинает описывать круги.

Именно в этот период родители и начинают совершать ошибку, о которой мы говорили в самом начале – навязывают шаблоны. Хуже того: когда ребёнок сопротивляется, его рисунки подвергают критике, что совсем уже недопустимо – и интерес к рисованию быстро угасает, а художественные способности надолго блокируются.


Правила для родителей на этот период тоже просты. Не оценивайте рисунки с точки зрения реальности, не пытайтесь показывать ему, «как правильно». Россыпи карандашей и альбомов по-прежнему не требуется: достаточно листа бумаги и несколько карандашей. Также ребёнку можно предложить несколько мелков для рисования и, например, грифельную доску.

В следующей статье мы поговорим о развитых каракулях и их переходе в нормальное изобразительное рисование.



Все занятия: