Амадеус

Центр детского развития

 г. Москва,
ул. Молодцова 4a
 8 (905) 768-98-17
8 (495) 644-51-42
 amadeuscentr@gmail.com
 

Переход каракулей в полноценное детское рисование


Развитые каракули

В прошлой статье мы говорили о «периоде каля-маля» и его роли в детском развитии. Последняя фаза этого периода – развитые каракули – начинается примерно в двухлетнем возрасте, постепенно переходя в нормальное изобразительное рисование.

Ребенок начинает активно осваивать пространство: при рисовании он чувствует не только края листа, но и его середину. Он уже знает, где и что он хочет нарисовать. Начинает формироваться чувство композиции, рисунок размещается строго в границах листа.

Развитые каракули являются переходом к нормальному изобразительному рисованию. Ребенок вдруг понимает, что все его линии, кружки, точки на что-то похожи и начинает изображать предметы, животных, растения, человека, или даже что-то абстрактное – звуки, запахи, тактильные ощущения...


При этом несовершенство рисунков, непохожесть на изображаемые объекты, ему совершенно не мешают!


 


Что делать родителям

По-прежнему важно позволять ребёнку рисовать все, что он хочет и так, как он хочет! В период развитых каракулей искушение научить ребёнка рисовать что-то «реальное» появляется у многих родителей. В это же время взрослые начинают оценивать детские рисунки – разумеется, со своей, «взрослой», точки зрения. Оценка эта, как правило, невысокая, но мы, к сожалению, забываем, что оценка рисунка для любого ребёнка – то же самое, что и оценка его самого!

Именно из-за наших оценок рисование перестает радовать ребенка – мама-то им недовольна! А потом родители говорят: «да у него и не было никогда особой любви к рисованию».

Родителям на этот период можно дать три основных совета.

Первый – и главный – тот же, что и для более ранних фаз детского каракульного рисования: не оценивайте рисунки с точки зрения реальности, не пытайтесь показывать ему, «как правильно». Более того, хвалите ребёнка, а сами каракули полезно, например, вешать на стену.

Второй совет – разнообразьте «инструментарий»: можно давать несколько мелков или карандашей, листы бумаги разного размера и формы. Можно уже знакомить с гуашью и акварелью.

В-третьих, если ребёнок уже разговаривает, он может сам вам объяснить, что именно он нарисовал – не «гадайте», а используйте рисунок для развития речи. О том, как правильно общаться с ребёнком в тот момент, когда он приносит вам своё творчество, читайте в статье «Как правильно хвалить детские рисунки».


В возрасте двух-трёх лет многие дети посещают занятия рисованием, иногда вместе с мамой. Педагог учит детишек отражать простейшие реальные объекты и дает первые навыки работы с некоторыми материалами.

После некоторого количества занятий у многих детей начинает получаться очень неплохо для их возраста – но это не значит, что после прихода домой родителям стоит требовать от ребенка повторения художественных подвигов, сделанных под руководством педагога.

Дома дети до 3-х лет, как правило, все равно хотят рисовать каракули. Дайте им такую возможность!



Все занятия: