Амадеус

Детский центр

 г. Москва,
ул. Молодцова 4a
 8 (905) 768-98-17
 amadeuscentr@gmail.com

10 заповедей раннего развития


Наблюдая год от года на своих занятиях за самыми разными мамами и малышами, за растущей как снежный ком массой информации по раннему развитию, я давно хотела сформулировать основные рекомендации родителям детей до трёх лет. Итак, попробую составить свой «Декалог» раннего развития.


1. Осторожнее с Интернетом! На его просторах много «советов», которые нельзя назвать полезными. Например, это могут быть игры, которые малышам совершенно не по возрасту – а родители стараются всё это дать годовалому ребёнку, веря в то, что «раз специалист сказал, значит надо». Квалификация специалиста по раннему развитию видна при живом общении с малышом и родителями – в частности, при его ответах на вопрос о вашем ребёнке.


2. Не смотрите по сторонам! Каждый ребёнок – индивидуален, поэтому никуда не спешим, ни на кого не оглядываемся, никому ничего не должны! Каждый ребёнок индивидуален не только по темпам развития, но и по другим особенностям ... которых, на самом деле, может быть очень много. Одного можно посадить в ванну с пальчиковыми красками и куском старых обоев, и целый час его будет не видно и не слышно – а другому надоест через три минуты! Но самое главное – помнить, что для успешного раннего развития детей нет более опасных слов, чем «надо» и «должен уже ... (в таком-то возрасте)»!


3. Залог успешного раннего развития – хорошее физическое развитие. Самое лучшее время для развития мозга малыша – те моменты, когда он вдоволь набегался. Физическое и психологическое развитие идут рядом, рука об руку, особенно в раннем возрасте, поэтому умение топать, хлопать, приседать, прыгать и т.д. не менее важны для малыша, чем знание цветов или геометрических фигур.


 

4. Не бывает развития без обучения. Если мы не будем учить ребёнка, чему бы то ни было, даже более-менее сложным (хотя и вполне походящим ему по возрасту) играм, сам он этому никогда не научится. Говоря языком педагогики, если не работать с ребёнком в зоне ближайшего развития, это действие никогда не перейдёт в зону его актуального развития. Эта «инициация» и есть одна из главных задач педагога раннего развития в любом детском центре.


5. Дайте ребёнку возможность познавать мир самостоятельно. Конечно, к примеру, мнение некоторых педагогов раннего развития о том, что «...месяц на пляже заменит год Монтессори-игр...» – явное преувеличение, однако то, что, например, на пляже ребёнок сможет вдоволь наиграться с водой и песком, вволю настроиться и познать свойства этих удивительных материалов, совершенно точно. Это не противоречит сказанному выше: если мама научит, как играть, развитие будет намного эффективнее, но очень важно почувствовать, когда нужно оставить ребёнка наедине с той или иной развивающей средой!


6. Карточки, пособия, мультики – вещи вспомогательные, а не основные. Специально для любителей ссылаться на методики раннего развития Глена Домана: прежде всего, его карточки были разработаны для больных детей, большая часть которых не имели возможности подняться и увидеть, пощупать все эти вещи в реальном мире. Для здоровых же детей карточки точно так же выступают как обычное дополнение – и сам Доман об этом писал не раз! Увидеть ту же кошку на картинке и вживую – разница для ребёнка настолько велика, что большинство взрослых просто не могут представить себе её масштаб! Кошка может мяукать, она мягкая, пушистая, носик холодный, коготки острые, она двигается, бегает, играет, прыгает и т. д. Одним словом, кошка здесь – компонент развивающей среды, и то же самое справедливо абсолютно с любым предметом!

Очень важно сделать процесс познания ребёнка активным, включить ребёнка в процесс познания, сделать его не объектом воздействия, а активным субъектом познания окружающего мира. В этом отношении мультики - более выигрышный вариант, к тому же более удобный для родителей, но и развивающие мультфильмы бывают очень разные, поэтому самый первый раз любой мультик необходимо смотреть вместе с ребёнком!


7. Развивайте малыша каждый день. Раннее развитие – это не столько развитие ребёнка по методикам известных педагогов и/или занятия в детских центрах, сколько ежедневная деятельность, которая может и должна чередоваться! Это и тактильно-сенсорная составляющая, и музыкальное развитие, и физическое, и многое, многое другое. Да и невозможно расписать программу раннего развития ребёнка по одной методике на год вперёд и каждый день всё выполнять, хотя авторы многих методик и утверждают в один голос, что если не делать регулярно так, как у них написано, о результатах можно благополучно забыть. Занимайтесь хоть и помалу, но регулярно.


8. Музыка вам в помощь! Мало кто понимает, насколько важна для раннего развития ребёнка музыкальная составляющая. Особенно полезны будут детские шумовые музыкальные инструменты – помимо звукового восприятия они прекрасно развивают ещё и точные движения рук: пошуршать погремушкой, позвенеть в колокольчик, ударить в бубен, постучать ложками, палочками, побить в барабан – всё это требует от ребёнка немалых усилий, точных движений рук, но при этом захватывает! К тому же, самая сильная стимуляция детского мозга происходит при манипулировании каким-то предметом, при активном включении крупной и/или мелкой моторики. Кстати, музыка и песни – это ещё и главнейший критерий оценки качества развивающих мультфильмов.


9. Занятия по раннему развитию – это всегда развитие ребёнка плюс обучение мамы. Педагог задаёт векторы развития, индивидуальные для каждого малыша, направляет развитие, и это действительно очень важно! В занятии сконцентрирован максимум материала, показаны приёмы работы, задана тема, которую потом мама может отрабатывать дома на подручных средствах.


10. Чётких «домашних заданий» на занятиях по раннему развитию нет и быть не может! Опять же, смотрим вторую «заповедь»: каждый ребёнок – индивидуален. Родители могут попробовать использовать дома те идеи, которые они видели на занятии – и лучше всего, когда на основе идеи мама придумывает какие-то свои вариации.


 


Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с нашими занятиями по Раннему развитию (для детей от 1 до 3 лет) более подробно, перейдя к описанию курса, или задав интересующие вас вопросы нам на почту.


Все занятия: