Амадеус

Детский центр

 г. Москва,
ул. Молодцова 4a
 8 (905) 768-98-17
 amadeuscentr@gmail.com

Глаз-алмаз, золотые руки, или ещё раз о развитии изобразительных способностей



Часто можно слышать от родителей примерно такую фразу: «Мы любим рисовать, но нам сказали, что он не особо одарённый». Мало кто знает, что характеристики «любит рисовать» и «не особо одарённый» для психически здорового ребёнка почти несовместимы!

 

Отсутствие изобразительных способностей сводится к двум причинам. Обе вполне устранимы.


Первая – проблемы восприятия и образного мышления


У ребёнка могут быть плохо развиты способности правильно увидеть предмет, который он хочет нарисовать, запомнить зрительный образ и проанализировать его.

 

Может быть и так, что ребёнок превосходно ориентируется в пространстве, хорошо чувствует «геометрию» изображаемых предметов, но при этом у него очень слабое цветовосприятие – а ведь игра оттенков играет огромную роль при изображении!

 

Кстати, проблемы восприятия – обычное дело, не только для детей, но и для взрослых.


Вторая причина - плохо развитая мелкая моторика


Ребёнку не хватает координации, твёрдости руки, чтобы изобразить предмет, хотя зрительный образ нормально удерживается в его памяти.

При достаточной практике всё это легко устранимо. Поэтому рассматривать всерьёз такие причины, когда оцениваешь способности ребёнка к рисованию – признак низкоквалифицированого педагога.

Итак, что нужно, чтобы овладеть азами рисования? Развитие восприятия и воображения - раз. Развитие умения сформировать образное представление предмета – два. Развитие специальных навыков, специфических движений руки – три.


Иными словами, задача рисования - дать и глаз-алмаз, и золотые руки!


Для этого педагог должен ответить на два вопроса. Первый - "Что мы будем рисовать?", второй - "Как мы будем это рисовать?".


 

Что рисовать?

Художественная деятельность ребёнка обязательно должна находиться в кругу его интересов, увлечений. Он должен рисовать то, что любит! Отсюда мы не только выбираем тематику занятий, но и можем заинтересовать ребёнка чем-то совершенно новым, но близким к тому, чем он увлекается.

Дошкольный возраст – прекрасная пора для развития многих способностей, в том числе и способностей к изобразительному искусству, восприятия, образного мышления, воображения.

Задача педагога – целенаправленно создать ситуации успеха. Это важное условие для развития творческих способностей ребёнка! И возможно это только при учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка!


Как это работает?


Прежде всего, ребёнку необходимы отчётливые образные представления о предметах и объектах, которые он хочет изобразить – не просто формы, а "дух" того, что он рисует! То есть, восприятие должно быть эмоционально и эстетически окрашенным.

У нас идёт в ход и музыкальное сопровождение, и художественное слово, и эмоциональный контакт – всё то, что создаёт доброжелательную атмосферу, помогает настроить эмоциональный фон.

Наглядных пособий должно быть достаточно много, чтобы увидеть тему занятия с самых разных сторон - каждый ребёнок потом формирует свои образы, своё видение, у каждого потом будут свои, неповторимые особенности рисунка. Фраза "я так вижу" – это не только про великих художников, это про всех!



Все эти приёмы прекрасно способствуют более широкому сенсорному развитию – не только зрительному, но и осязательному, кинестетическому – и, в конечном счёте, очень полезно для общего развития способностей детей-дошкольников к изобразительной деятельности.

 

И, конечно, развивается образное мышление, которое позволяет анализировать форму, цветосилу, строение изображаемых предметов!


 

Как рисовать?


Здесь мы переходит от темы "глаза-алмаза" к теме "золотых рук". Умелость руки обязательно нужно развивать, изначально навыков нет ни у кого: ни у детей, ни у взрослых.

В самом начале обучения задача педагога – дать пошаговый способ изображения, отработать формообразующие движения. Очень важно здесь отработать сам принцип "от простого к сложному" и научить применять полученные умения и навыки самостоятельно.

У дошкольников двигательные навыки быстрее и легче образуются через подражание. С более взрослыми учениками можно уже действовать путём самостоятельных проб.



Те, кто занимается достаточно давно, могут уже комбинировать приёмы для создания наиболее выразительного образа.

На этом этапе задача педагога - помочь сопоставить видение образа с теми приёмами, которые ученик хочет использовать для его изображения, но при этом как можно меньше вмешиваться в творческий процесс.

Иными словами, обеспечить самостоятельное, но уже технически правильное изобразительное творчество.


Дорогие друзья!

Приглашаем вас ознакомиться подробнее с нашей Творческой мастерской !


Все занятия: