Амадеус

Детский центр

 г. Москва,
ул. Молодцова 4a
 8 (905) 768-98-17
 amadeuscentr@gmail.com

Игровая терапия




Ключевой момент игровой терапии

Ребёнок значительную часть жизни проводит в игре. Эта-то особенность и является ключом замечательного психотерапевтического метода – игровой терапии. Взрослый человек может рассказать психологу о своих чувствах, мыслях, переживаниях напрямую … а для ребёнка это обычно очень сложно – хотя бы из-за ограниченности его словарного запаса. Как же ему помочь? Направить его естественное занятие – игру – в нужное русло!


Играя, разбираюсь!

В ходе занятия по игровой терапии, психолог наблюдает за ходом игры и видит в нём отражение детских страхов, переживаний, ход детской мысли… Сначала позволяя малышу играть в своей обычной манере, психолог постепенно налаживает с ребёнком эмоциональную связь. Потом, наблюдая за содержанием и ходом игры, следя за «нарисованными» ребёнком схемами межличностных отношений, в том числе «картинками» конфликтов, относительных значимостей, характеров, специалист по игровой терапии собирает всю информацию, необходимую ему для диагностики.


На начальном этапе сеанс игровой терапии можно считать результативным, даже если ребёнка удалось просто раскрепостить, «разговорить», «разыграть», доставить радость от игры – ведь чем активнее эта игра, тем больше диагностической информации соберёт специалист по игровой терапии!



Случай из практики

Следующая фаза – активное включение. «Перехватив сюжет», игровой терапевт активно включается в игру и вместе с ребёнком начинает активно «проигрывать» различные ситуации, заменяя в игре негативный опыт положительным. Приведём случай из практики игротерапевта.

Дочка пяти лет и папа заходят в лифт. У папы много сумок. Часть из них он поставил в кабину лифта, где уже стоит ребенок. А за остальными вернулся на площадку. И вдруг дверь лифта начинает закрываться! Папа вставляет свой ботинок между дверьми лифта. Дверь с грохотом захлопывается, но из-за ботинка снова открывается. Для взрослого мужчины эта ситуация не стоит внимания. Подумаешь, пустяк. Он даже не сразу вспомнил про этот момент, когда обратился с просьбой разобраться, почему у ребенка истерика при виде лифта, и девочка категорически отказывается в него заходить.

Назначили курс у психолога: проводили, в том числе, и игровую терапию. В это время вся семья ходила пешком на восьмой этаж уже третью неделю... Для игры девочка выбрала двух собачек, большую и маленькую. Собачки любят ходить в гости, и все время сталкиваются с необходимостью подняться на лифте. Лифт построили из конструктора Лего, как платформу. Несколько раз дверь захлопывалась...

Детям намного легче рассказывать про собачек, кошечек и прочих персонажей, чем про самих себя. И те чувства, которые испытывала собачка в тот момент, когда дверь лифта закрывалась, открыли психологу всю правду о самой настоящей психологической травме, произошедшей в тот момент, когда «дверь лифта, чуть не покалечила папу»! И даже то, что всё обошлось благополучно, все остались целы и невредимы, не смогло стереть отпечаток ужаса – а необходимость заходить в лифт только усиливала негативные последствия! Но вот источник проблемы обнаружен – и решить её уже намного проще ... при помощи всё той же игровой терапии.

Зачем нужно в таких ситуациях обращаться к психологу?

К сожалению, взрослые люди порой так заняты своими делами и чувствами, что им даже в голову не приходит, что ребенку нужна конкретная помощь. Истерики детей взрослыми часто воспринимаются как капризы. И тогда бедному ребенку достаётся «по полной» за плохое поведение. Ведь взрослый всегда прав и знает, как должна себя вести «хорошая девочка» или «хороший мальчик». Не так ли? А почему? Потому что у каждого взрослого внутри сидит маленький ребенок, которого тоже воспитывали не всегда знакомые с тонкостями человеческой психики родители.

С другой же стороны, это огромное счастье, когда родители, независимо от уровня образования, любят и поддерживают своих детей! В некоторых семьях каждая весёлая игра малышей представляет собой (при сравнительно небольшом вмешательстве родителей) если не сеанс игровой терапии, то, как минимум, воспитательно-образовательный игровой урок.


Применение игровой терапии

Игровая терапия используется:

  • Когда есть ситуация, к которой ребенка нужно подготовить. Например, поход к врачу, посещение детского сада, переезд и многое другое.
  • Когда уже имела место ситуация, которая оказала на психику ребенка травмирующее действие.
  • Когда непонятно, почему ребенок ведет себя неадекватно, вспыльчив, раздражителен, обидчив.
  • Игровая терапия используется сначала для диагностики, а потом уже для исцеления.



Все занятия: