Продолжая тему занятий по раннему развитию в детском центре (начатую здесь), расскажем теперь и о том, какой мы видим правильную работу педагога. Ведь детское развитие – процесс непрерывный, а с педагогом дети и родители встречаются только два раза в неделю.
Мало погрузиться в развивающую среду на занятиях – нужно создавать её и дома. И здесь задача педагога – передать родителям детей весь свой опыт, знания, нужные приёмы и направить процесс развития в нужное русло. Обычно хватает регулярных, своевременных, правильных советов.
Приведём пример с развитием речи – он один из самых ярких. Почти всем родителям малышей хочется, чтобы их ребёнок быстрее заговорил. Педагог раннего развития помогает родителям стимулировать детскую речь как на занятиях, так и дома, давая необходимые инструкции и примеры. В простейшем случае это делается через простые, «живые» вопросы, которые включают детей в развивающую игру и побуждают их к ответу, а потом – и к новым, «встречным» вопросам. Часто используются «альтернативные» вопросы: «Это зайка или кошка?» ... «Это красный кубик или синий?»
Обратите внимание: пример с развитием речи нельзя рассматривать отдельно! При правильной работе педагога дети так же активно познают формы, цвета, размеры, их соотношения, узнают многое другое об окружающем мире. Мы не говорим уже о так называемых «социальных навыках», или навыках «орудийных действий» – работы с предметами «взрослого» мира. Невозможно представить занятия по раннему развитию без таких пособий, как деревянные ножи, вилки, шнуровки, пуговицы, специальные застёжки-«молнии» и так далее. В раннем возрасте развитие интеллекта неотделимо от развития мелкой моторики. Конечно, самим изготовить все эти пособия достаточно сложно, но какие-то основные вещи всё-таки можно сделать.
Но самая важная задача хорошего педагога – твёрдо убедить родителей, что главная ошибка, которую они могут допустить при раннем развитии – перегибы, давление на ребёнка! Убедить, что ребёнку и дома, и на занятиях нужно суметь разрешить чего-то не хотеть и не мочь, а самим нужно научиться при этом не раздражаться!
Когда ребёнок чувствует раздражение мамы или папы, особенно на занятиях в группе, он напрягается, и занятие перестаёт доставлять ему удовольствие. А ведь радость от занятий – самое главное условие успеха: с малышами до трёх лет других способов обучения просто не существует!
И если снять раздражение, страх того, что «мой хуже других» – а потом спокойно вернуться к тому, на чём «споткнулись» – обычно ребёнок очень быстро, подражая остальным, и захочет, и сможет! И можно сказать, что работа с родителями – порой, не менее важная задача педагога, чем работа с детьми!
О задачах педагога и требованиях к его работе на занятиях читайте также в статье
Некоторым родителям может показаться, что «хитрый» педагог даёт знания строго «дозировано», чтобы родители и дети посещали занятия снова и снова. На самом деле, никакого обмана тут нет – просто для любого ребёнка каждая фаза раннего развития требует своей «порции» информации, педагогического опыта. Большинство родителей вернее всего воспримут то, что актуально именно для их ребёнка, и именно для текущего этапа его развития!
Повторим сказанное в предыдущей статье: раннее развитие – это не обучение малышей решению дифференциальных уравнений. Это развивающие занятия, методики которых отвечают раннему возрасту! И за счёт постепенного, лишь немного опережающего, развития, результат будет действительно виден! Никаких «тибетских секретов» ... просто постоянная, и притом несложная, работа по развитию малыша.
С уважением,
Педагог раннего развития, дошкольной подготовки и логопед центра «Амадеус»,
Вы можете ознакомиться с нашими занятиями по Раннему развитию (для детей от 1 до 3 лет) более подробно, перейдя к описанию курса, или задав интересующие вас вопросы нам на почту.