Подготовка к школе – это не только выработка у ребёнка привычки к сидению за партой! Это комплексный процесс, в котором огромную роль играет правильно выстроенная педагогом-психологом игровая деятельность! Именно в игре удобнее всего проводить большинство психологических коррекций, необходимых многим (хотя и не всем) детям при подготовке к школе .
Прежде всего, игры – это роли! А роли – это возможность «побыть кем-то» лишь некоторое время, почувствовать на себе «понарошку» влияние тех или иных поступков, стилей поведения... Но при чём здесь подготовка к школе? И разве в обычном дворе дети не играют? Получается, что в любом дворе дети, играя, готовятся к школе?
Частично – да. Но, во-первых, дети – воспитатели жёсткие, им зачастую не свойственно сочувствие. Если ребёнок ранимый, то детские трагедии неуспешности в играх он может перенести не только на школьное обучение – он может нести их потом с собой всю жизнь! Тяжело приходится и зазнайкам – причём и в школе, и в жизни.
К сожалению, родители, в силу множества причин, не всегда могут своевременно и верно исправить ситуацию. Задача психолога – задавать и корректировать нужную игру, исключая психологическую травматичность. А главное – вносить в игру именно те вариации, которые скорректируют поведение детей уже в настоящей жизни!
И это – одна из важнейших составляющих подготовки к школе для многих детей, особенно «несадовских»!
Во-вторых, хотя игра учит и выигрывать, и проигрывать, многие дети не могут принять проигрыш без агрессии или слёз. А уж скромно, не уронив достоинства «партнёров», принять выигрыш – вообще искусство, им и взрослые-то не все владеют, не то что дошкольники! Во дворах СССР были игры, правила, условия, секреты, дразнилки, и прочие инструменты «самовоспитания» детей – вполне можно было назвать это самостоятельной подготовкой к школе ... но находился и какой-нибудь мудрый дядя Петя, к которому подбегали, рассказывали, который мог рассудить детей, помочь им.
Но не везде такой дядя Петя был. И не все подбегали. Стоит ли говорить, что работа детского психолога в том и заключается, чтобы (в том числе) предотвратить подобные ситуации!
Поговорим, например, о такой "неколлективной" вещи как детские страхи – это самый наглядный пример "психологической" составляющей подготовки ребёнка к школе.
Прежде всего, различают страхи биологически и страхи социальные. И если для устранения первых действительно часто необходима помощь детского психолога , то большинство страхов второй группы могут исправляться у ребёнка естественным путем, при условии что занятие по дошкольной подготовке выстроено правильно.
Кроме того, индивидуальные психологические консультации стоят значительно дороже, особенно в Москве!
Наиболее распространённые социальные детские страхи – страх сделать не так хорошо, как от ребёнка ожидают взрослые и страх отстаивать свою точку зрения (в простейшем случае – страх сказать «нет»). По большому счёту, это вариации основного страха – страха не оправдать ожидания других. Проще всего пояснить это на примерах из работы психолога.
К примеру, ребёнка торопили, «понукали», критиковали, заставляя быстрее говорить, чего он хочет. В результате, он, наоборот, долго не может закончить фразу, довести до конца мысль. Или, например, не давали себе труда вникнуть в то, что ребёнок хочет сказать, а требовали строить фразы на уровне взрослого. «Авторитетно» нагибались над ним: «чего-чегооо?!!» ... В результате при малейшем недоумении взрослого ребёнок соглашается с его вариантом, оставляя попытки донести свою мысль.
Или, к примеру, ругали кроху за то, что он «лопочет всякую ерунду» – и он теперь вообще боится лишний раз открыть рот. Не дай Бог обвинят в очередной глупости! И как тут развиться речи? А какая может быть подготовка к школе без развития речи?!
«...Вдруг я скажу то, что думаю – и скажут, что глупый. Или плохой. Я лучше промолчу». Такой «шаблон» мыслей может испортить результаты любой, даже самой лучшей «педагогической» составляющей подготовки к школе – педагогам очень тяжело работать с дошкольниками, в которых прочно засели подобные детские страхи!
И именно в играх убирать такие страхи проще всего! Например, игра, где нужно изобразить какое-нибудь животное (название которого говорит на ушко психолог). Или игры на импровизацию – особенно подвижные в сочетании с необходимостью что-то говорить.
Очень важны и игры-тренировки на умение говорить «нет» – это не совсем подготовка к школе, скорее подготовка к жизни, однако это очень важно! Умение говорить «нет» – профилактика наркомании, воровства и прочих неприятных вещей «за компанию», от которых не застрахован ни один ребёнок или подросток!
Ещё один (похожий) страх – страх действия. Приведём простой пример: на даче бабушка запрещает ребёнку самому собирать клубнику: «сиди, потопчешь ещё все грядки!». Один раз запретила, другой – а на третий наш дошкольник уже сам не пойдёт. Зачем? Бабушка сама соберёт и даже вымоет! Это, кстати, и удобнее...
К счастью, при хорошей работе психолога и поддержке родителей, в подвижных игровых занятиях с детьми страх «сделать плохо» уходит так же быстро, как и страх «сказать плохо». При правильной организации подвижной игры легко и незаметно преодолевается «психологическая» скованность движений, а правильное одобрение надёжно стирает из памяти негативный опыт.
Психологическая коррекция, и в особенности снятие детских страхов – важнейшая составляющая подготовки детей к школе, однако это далеко не единственная область работы детского психолога. О других его задачах вы можете прочитать подробнее в статье
Вы также можете задать вопрос психологу напрямую, через почту нашего сайта.
Ответ появится в отдельной заметке (гарантируем полное соблюдение анонимности)