Нужна ли на занятиях по дошкольной подготовке работа детского психолога? Или ребёнок, умеющий читать, писать и считать, полностью готов к школе? Что такое «психологическая готовность» ребёнка к школьному обучению?
На самом деле, многие родители прекрасно знают, что одних только навыков чтения, счёта и письма недостаточно – однако не все представляют себе, какие вообще задачи выполняет психолог при подготовке детей к школе.
Психологическая и, в частности, мотивационная готовность детей к школьному обучению – очень обширная тема. Поэтому мы приведём лишь некоторые важные примеры целей психолога и родителей из области психологической подготовки к школе
Многим, наверное, знакомы забавные видео, на которых ребёнок сладко засыпает на занятиях под речь учительницы. Почему так происходит?
Любой человек обладает несколькими каналами восприятия информации, и основные среди них – аудиальный, визуальный и кинестетический. И почти все дошкольники – кинестетики. Им легче всего познавать мир активно: через прикосновения или в движении. Дети любят подвижные игры, их привлекает возможность что-то потрогать или даже «испытать на прочность». На втором месте – визуальный канал. Поэтому многие педагоги, особенно при дошкольном обучении, используют на занятиях красочные пособия, которые можно, в том числе, и подержать в руках – запомнить через пальчики.
А вот воспринять что-то на слух – задача, более сложная для дошкольника. Поэтому на уроках дети нередко балуются или «клюют носом». И более равномерное развитие каналов восприятия облегчит ребёнку и учёбу в школе, и занятия в любом кружке или секции , и общение со сверстниками.
Эта составляющая дошкольной подготовки – важнейшая область задач педагога-психолога. Общее развитие, особенно развитие речи – залог того, что ребёнок будет хорошо слушать и понимать не только взрослых, но и других детей. Очень важна здесь и роль игры: чем внимательнее дошкольники слушают и запоминают правила игры, тем больше их шанс на успех в этой игре.
Мотивационная готовность к школе – это осознание ребёнком своего взросления и готовности к следующему этапу жизни: «Я уже большой, хочу учиться!» (Главное – чтобы к концу первого класса это не превратилось во «Всё! Надоела мне эта школа!!!»). Заметно проявляются сознательно-волевые качества, которым желательно «помочь» развиваться и дальше.
Здесь у психолога в арсенале множество приёмов. Например, это приём «закрепления позитивом»: когда на занятиях по дошкольной подготовке создаётся ситуация, типичная для школы – и связывается с наиболее приятным для ребёнка эмоциональным переживанием. Это модет быть похвала, радость победы, или какое-то другое приятное переживание: для каждого ребёнка подбирается наиболее подходящий позитив.
В этом помогают и подвижные игры, и построение занятий в форме "квеста", где решение нужно искать совместными усилиями (это развивает и логику, и интуицию и умение работать в коллективе), и многое другое. А помимо веселья игровая форма, конечно же, решает и задачу интеллектуальной, физической, эмоциональной и социальной подготовки к школе!
Наконец, в дошкольном возрасте огромную роль в мотивации играют сверстники: «Все друзья в школу идут – и я хочу!». Социальная готовность к школе, про которую мы упомянули – важнейшая составляющая! Ведь школа – это не только учебная нагрузка, но и новый коллектив, где нужно суметь выстроить отношения, почувствовать межличностные границы.
Без этого умения почти любой ребёнок может быстро превратиться в маленького эгоцентрика – помните известный мультик про Сидорова Вову?
Какие же задачи решает детский психолог на занятиях по дошкольной подготовке?
Первая – работа с ребёнком. В любом игровом элементе занятий требуется внимательность, соблюдение правил, очерёдности, да и просто много общения с другими детьми – в результате ребёнок очень быстро и легко начинает чувствовать, что он «не всю комнату занимает». Иными словами, чувствовать границы.
Вторая задача психолога – работа с родителями дошкольника. Здесь рекомендации родителям каждого ребёнка строго индивидуальны. Вообще, практика показывает, что психологическая сторона дошкольной подготовки – это, в большинстве случаев, работа с родителями ребёнка!
Помимо эмоционального и интеллектуального развития, социализации и мотивационной подготовки к школе, важнейшей областью работы психолога часто является работа с детскими страхами. Об этом у нас есть отдельная статья:
«И это – тоже подготовка к школе»
в которой вы можете прочитать подробнее о том, какие детские страхи мешают при подготовке ребёнка к школе, откуда они берутся и как их можно снять при помощи игры.
С уважением,
Педагог раннего развития, дошкольной подготовки и детский психолог центра «Амадеус»,
Вы также можете: