Амадеус

Детский центр

 г. Москва,
ул. Молодцова 4a
 8 (905) 768-98-17
 amadeuscentr@gmail.com

Коммуникативная методика в обучении английскому



Среди массы рекламных заголовков, которые приглашают детей и взрослых на занятия по английскому языку, обещая буквально чудеса «с первых же занятий», почётное место занимает загадочная «коммуникативная методика»... Что же это такое – писк моды, или действительно эффективный путь изучения английского языка?

Коммуникативная методика – далеко не новинка! Первые «коммуникативные упражнения» разработаны советскими лингвистами в середине шестидесятых. Примерно тогда же communicative approach начал развиваться и за рубежом.

Сейчас этот метод используется во всех передовых языковых школах и ВУЗах при обучении многим языкам – в том числе и английскому.


 

Как объяснить, что такое «коммуникативный метод» в двух словах? Если сильно упростить, получится примерно так: «это множество приёмов, через которые человек приучается сразу думать на английском языке при начале диалога по-английски».

А на самом деле это не просто «множество приёмов», а целая область знаний – научный журнал «Коммуникативная методика» издаётся в России с 90-х годов прошлого века, а за рубежом таких журналов десятки!



 

Чем хороша коммуникативная методика? Прежде всего, это в принципе единственный верный путь обучения английскому (как и любому другому языку) детей дошкольного возраста!

Ребёнок может воспринимать язык только целиком, через готовые обороты и фразы – а вряд ли можно придумать лучший способ их подачи, чем живая речь, реальные игровые ситуации на английском языке. О неделимости языка для детей мы уже не раз говорили – и в заметке об английской грамматике, и в статье «Дети и английское произношение». Работать над ошибками в произношении в коммуникативной игре, кстати, тоже намного легче!


Это можно сравнить с тем, как мама учит малыша говорить на родном языке: дети часто произносят слова с ошибками, а мама их терпеливо поправляет. Главное – естественая, цельная английская речь, в которой новые слова обязательно встроены во фразы, построенные по хорошо знакомым схемам.


Второй плюс коммуникативной методики касается уже ребят постарше, включая младших школьников. Примерно 65-80% всего занятия (в зависимости от приёмов, привычных для педагога) – диалог на английском. Строится он так, чтобы исключить появление страха ошибки: минимум новых английских слов, максимум оборотов речи с новыми словами, игровой полилог с активным вовлечением всех участников при работе в группе. Такие занятия отлично формируют и произношение, и умение воспринимать английскую речь в почти реальном темпе – так, как говорят носители языка.


 

При длительной практике и хорошем словарном запасе ребёнок сможет автоматически «переключать мысль» с русского языка на английский, попадая в окружение англоговорящих людей. Это я наблюдала даже на своих занятиях. Ребёнок прощается с мамой, открывает дверь комнаты и отвечает на приветствие: «Hello!» – и с этого момента очень быстро (не скажу, что моментально) перестраивается на общение по-английски.



А как же взрослые? Скажу сразу: далеко не все приёмы «детских» коммуникативных методик годятся для взрослых. Страх ошибки не знаком только детям. У взрослых же именно этот страх – основной компонент языкового барьера.

С другой стороны, взрослым доступно «переключение мысли» задолго до начала диалога на английском языке, или вообще без диалога – главное здесь, опять же, практика. Русский учёный где-нибудь в Англии, думает на родном языке: «...окошко бы надо закрыть...» – и тут же, садясь за работу над научной статьёй, начинает думать на английском. Хотя при этом может ни с кем и не разговаривать. Русский таксист «общается» с навигатором и иногда читает названия улиц Лондона – и машинально думает «to the left...».

Коммуникативные методики – это то, что помогает быстро «переключать» мышление на английский язык, не задумываясь ни о грамматике, ни о произношении, а просто «вытаскивая» английский из памяти как единое целое.


 

С уважением, педагог английского языка для малышей, дошкольников, школьников и взрослых Детского центра "Амадеус", Волошина Татьяна Валерьевна.

Подробнее о педагоге »


Все занятия: